Системы соревнований
В современной практике существует несколько систем проведения спортивных соревнований и определения победителей. Наиболее популярными способами проведения спортивных соревнований и определения результатов участников является система прямого определения мест участников.
Система непосредственного определения мест участников соревнования путем ранжирования результатов применяется при проведении личных и лично-командных соревнований по большинству видов спорта, в которых результаты соревнующихся участников оцениваются метрическими единицами (конькобежный и лыжный виды спорта, легкая атлетика, плавание, велосипедный, и др.) или суммой баллов, присуждаемых за качественное и технически эстетичное исполнение упражнений (гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.). Смысл системы – в последовательном или одновременном выполнении соревновательных упражнений всеми участниками на одной спортивной арене и, как правило, с неизменным составом судейской бригады. Система непосредственного определения мест участников соревнования путем ранжирования результатов не исключает использования на отдельных этапах соревнований элементов других способов (в личных соревнованиях по бегу, плаванию, велосипедному спорту, гребле и др.) для формирования финальной группы.
Олимпийская система или плей-офф – система розыгрыша, при которой участник выбывает из турнира после первого же проигрыша (по итогам одной игры или серии из нескольких игр между двумя участниками, позволяющей однозначно определить безусловного победителя). Обеспечивает выявление победителя за минимальное число туров и способствует напряжённой борьбе в турнире.
К достоинствам плей-офф можно отнести минимальное количество игр, по сравнению с другими вариантами турниров, а также «бескомпромиссность». Система плей-офф направлена на максимально быстрое и справедливое выявление сильнейшего. Первое место – занимает тот, кто никому не проиграл, в то время как все прочие участники турнира кому-то проигрывают.
Неудобство плей-офф – в строгих требованиях к количеству участников. Если количество участников не соответствует норме, то тогда по жребию некоторым участникам выдаются технические победы или поражения в первом круге, что ещё больше увеличивает влияние случайного фактора на исход турнира. Единственная альтернатива – предварять турнир плей-офф серией предварительных игр за выход в основной турнир.
Пример соревнований плей-офф.
Олимпийская система с выбыванием после двух поражений, жарг. «минуска», «двушка» (анл. double elimination) – система проведения турниров, в которой участник выбывает из турнира после двух поражений. В этом и есть отличие от простой олимпийской системы, в которой только одно поражение приводит к вылету.
В турнире до двух поражений общее число играемых партий минимум вдвое больше, а число туров – минимум на один больше, чем в системе плей- офф. По скорости проведения этот турнир существенно превосходит круговой и мало отстаёт от плей-офф. По объективности распределения призовых мест турнир double elimination лучше плей-офф: если в турнире с выбыванием участник, объективно второй по силе, может не попасть в число призёров, если встретится с сильнейшим в первых турах, то здесь в подобной ситуации он попадёт во вторую сетку и, пройдя её до финала, сможет занять второе-третье место и даже побороться за победу..
Швейцарская система – система проведения спортивных турниров. Особенно распространена в интеллектуальных играх, таких как шахматы, шашки, го и им подобных. Впервые была применена на шахматном турнире в Цюрихе (Швейцария) в 1895 году, откуда и получила своё название. Характерна тем, что турнир проходит без выбывания и позволяет для определения победителей обойтись небольшим числом туров при большом числе участников.
В таблице представлена гипотетическая таблица турнира по швейцарской системе в шахматы. Турнир проведён в три тура между 8 участниками.
1 тур |
победитель |
2 тур |
победитель |
3 тур |
победитель |
Участники |
очки |
Игрoк 1 Игрoк 8 |
Игрoк 1 |
Игрoк 1 Игрoк 2 |
Игрoк 1 |
Игрoк 1 Игрoк 3 |
Игрок 1 |
Игрoк 1 |
3 |
Игрoк 2 |
2 |
||||||
Игрoк 2 Игрoк 7 |
Игрoк 2 |
Игрoк 3 Игрoк 5 |
Игрoк 3 |
Игрoк 5 Игрoк 2 |
Игрок 2 |
Игрoк 3 |
2 |
Игрoк 4 |
11/2 |
||||||
Игрoк 3 Игрoк 6 |
Игрoк 3 |
Игрoк 8 Игрoк 7 |
Игрoк 8 |
Игрoк 4 Игрoк 8 |
ничья |
Игрoк 8 |
11/2 |
Игрoк 5 |
1 |
||||||
Игрoк 4 Игрoк 5 |
Игрoк 5 |
Игрoк 6 Игрoк 4 |
Игрoк 4 |
Игрoк 6 Игрoк 7 |
Игрок 6 |
Игрoк 6 |
1 |
Игрoк 7 |
0 |
Система Мак-Магона — система проведения спортивных турниров, применяемая в основном в соревнованиях по интеллектуальным играм. Является дополненным вариантом швейцарской системы. Разработана нью- йоркским программистом и игроком в го Ли Мак-Магоном. Широко применяется на массовых го-турнирах в Европе и Америке.
Система Мак-Магона широко применяется в турнирах по игре го в России, Украине, Белоруссии. Также она широко используется на го-турнирах в Европе и Америке. Её популярность связана с тем, что в таких турнирах, особенно массовых, часто играют одновременно и очень высококвалифицированные игроки, и любители, поэтому проблема партий между несравнимыми по силе соперниками стоит достаточно остро.
Круговая система – в спортивных соревнованиях система розыгрыша, при которой каждый участник турнира играет с каждым в ходе тура или раунда. Обычно применяется в игровых видах спорта, таких как футбол, волейбол, баскетбол. Эта система используется при отборочных турнирах к национальным чемпионатам и чемпионатам мира и континента, считается наиболее справедливой, но при этом требуется большего числа игр для распределения мест, по сравнению с другими турнирными системами.
В данном примере 4 команды сыграли 1 круговой турнир (6 встреч), за победу начисляется 3 очка, за ничью 1 очко.
Командa 1 |
Командa 3 |
Командa 2 |
Командa 4 |
очков |
||
1 |
Кoмандa 1 |
Х |
5/1 |
2/1 |
0/0 |
7 |
2 |
Кoмандa 3 |
Х |
3/0 |
2/1 |
6 |
|
3 |
Кoмандa 2 |
Х |
2/0 |
3 |
||
4 |
Кoмандa 4 |
Х |
1 |
Нокаут-система – система проведения шахматных турниров, представляет собой вариант плей-офф, построенный с учётом особенностей шахмат – в каждом туре участники играют не одну партию, а матч из нескольких партий с гарантированным не ничейным результатом.
На международных соревнованиях к нокаут-системе было много нареканий и в конечном итоге ФИДЕ отказалась от этой системы на чемпионате мира, но, элементы этой системы сохранились в действующем порядке проведения турнира и матчей на первенство мира: в регламенте сохраняется принцип определения победителя в быстрых и блиц-партиях в случае ничьей в основной серии, проводящейся с классическим контролем времени.
Блицтурниры (краткосрочные турниры) – соревнования в форме блицтурнира, как командные, так и личные, проводятся, как правило, на спортивных праздниках, днях открытия и закрытия сезона. В блицтурнире в соревнованиях, например, по баскетболу, встречи могут состоять из двух таймов по 10 мин, по волейболу — из одного сета (до счета 8 или 10), по футболу – из двух таймов по 15 мин и т. п. Блицтурниры чаще всего проводятся по системе с постепенным выбыванием проигравших команд и участников.
Компьютерная система проведения соревнований ( англ. Computer- Aided Tournament System) – аппаратно-программный информационный комплекс для организации спортивных соревнований. Программная часть обеспечивает составление турнирных таблиц, планирование состязаний, ввод, обработку и публикацию результатов.
В XXI веке невозможно представить какое-либо спортивное событие без соответствующего компьютерного сопровождения. Для крупных соревнований специально разрабатываются компьютерные программы с узкой специализацией под конкретный вид спорта. Так же на массовых соревнованиях для четкой организации необходимо программное обеспечение, которое облегчает координацию и ведение протоколов.
Дзюбанго (яп. 十 番 碁 ) – термин игры го, обозначающий длительный матч из десяти партий. Одна из традиционных форм проведения матчей между игроками высокого уровня. В настоящее время дзюбанго не проводятся5.
Схевенингенская система – система проведения шахматных соревнований, при которой каждый член одной группы участников играет со всеми членами другой группы. Получила название от турнира 1923 года в голландском городе Схевенингене, где она была впервые применена.
Схевенингенская система удобна для проведения товарищеских и тренировочных встреч. Также использовалась при проведении международных матчей и в ряде других соревнований. В СССР применялась в турнирах на звание мастера, в которых мастера играли против кандидатов.
Конкретный выбор системы проведения спортивного соревнования определяется целями и сроками его проведения, количеством участников или участвующих команд, степенью их подготовленности, правилами судейства, качеством спортивных сооружений и т. д.